НЕ ХОЧЕШЬ – ЗАСТАВИМ?

Как научить детей читать? Как привить, воспитать – в общем, каким способом «загрузить» в них любовь к чтению? Этот вопрос актуален как никогда, и ответов написано немало. Нужно ли что-то добавлять? Я рискну просто суммировать мысли, которые обычно посещают, когда знакомые в школе начинают спрашивать: «А ваши, правда, читают? А как вы добились?»
Не могу сказать, что я «билась», но результат (пока) действительно заметен: старшая, второклассница, из школьной библиотеки таскает и проглатывает в среднем книги по четыре в неделю; среднюю перед прогулкой от книжки приходится буквально «отклеивать». В итоге я порой не столько «прививаю любовь к чтению», сколько требую «положить наконец-то книгу», что сегодня действительно встречается не всегда. К слову, это не «хвастовства пост» – далее из текста будет видно, что тут нет каких-то титанических усилий и материнских заслуг. Разве что небольшой набор довольно простых… даже не правил. Привычек, может быть?
Так вот: первое и, пожалуй, главное, чего я НЕ делала для «привития любви» к чтению, – я не плясала перед детьми с бубном. Условно говоря. Ведь почему-то сегодня так сложилось, что каждая «нормальная» мама чувствует себя действительно нормальной только тогда, когда уверена: ее ребенку не скучно, и он непрерывно «развивается». Конечно, у нас тоже есть дополнительные занятия, и иногда их довольно много. Но я уже давно не делаю целью жизни посещение всех полезных мастер-классов в родном городе, всех концертов и мероприятий в округе. Более того, я бессовестно не ощущаю себя виноватой, когда работаю за компьютером, а дети рядом и (жуть какая!) «сами по себе».
У меня есть знакомая, которой долго казалось, что я злоупотребляю своим полупедагогическим образованием, скрывая от нее «секрет» нормальной детской дикции и любви к чтению. Действительно, на просьбы дать совет я что-то «по мелочи» предлагала, но долго не решалась сказать главного: «Да отключите наконец ребенку телевизор!» А потом даже и говорила мягко, но меня в принципе не понимали:
– Как же? Я же на кухне готовлю, дом убираю… Я должна его чем-то занять в это время.
Ну не станешь же смущать взрослого человека, объясняя, что «занять» ребенка – это дать ему почистить картошку, а телевизор – это не «занять», а отключить мозг и успокоить материнские нервы. Кажется: ребенок с телевизором «не лезет», не «нудит», не беспокоит – значит, и мама чувствует свою педагогическую состоятельность. Но если дитя все время «занято» подобным образом, если ему никогда не скучно – какие могут быть у него резоны, чтобы вместо пульта от телевизора взять в руки книгу? Понятно, что к планшету/смартфону все это тоже относится.
– И что же? – можно меня спросить. – Нам терпеть его скучающее нытье и смотреть, как он не знает, чем себя занять?
Умение себя занять – навык, который не формируется, если ребенок лишен возможности сначала немного заскучать
Да, именно так, как ни жестоко это звучит! Умение (и желание) себя занять – важнейший навык, который не формируется, если ребенок начисто лишен возможности сначала немного заскучать, а потом предпринять творческие попытки преодолеть скуку.
Это не значит, что дети целыми днями должны слоняться из угла в угол – но и мамы, которая 24 часа в сутки работает дома «аниматором», быть не должно. Можно вместе немного почитать, приготовить завтрак, побеседовать за столом, помыть посуду и погулять, сделать уроки или (изредка) сходить в музей… А потом – всё.
Пускай с унылым видом приходят на кухню и видят, что у мамы законный отдых, она подогнула ноги в кресле, уткнулась в книгу и пьет чай с лимоном. И маме так интересно, что отвлечь ее на что-то еще – не получается. И мультик «злая» мама не ставит – для глаз, говорит, вредно, ждите выходных.
Дети потопчутся на пороге кухни, попробуют затеять драку (вдруг поможет отвлечь маму), разольют что-нибудь (эх, зря – самим же вытирать, пока мама к книжке приклеилась) и… И да – пойдут тоже возьмут книгу или альбом для рисования.
Это не исключает традиционного совета много читать детям вслух. Что-то им просто рано осваивать самим (например, Библию, даже в любом «детском» изложении, лучше читать вслух, чтобы вовремя ответить на вопросы). Но все же чтение вслух не может быть круглосуточным.
Собственно, это второе важное правило (или привычка): нельзя слишком зацикливаться на абстрактной цели «приучить к чтению», бросая на это все силы и нервы. Всегда важно отдавать себе отчет: а для чего? Просто если внутри семьи, у старшего поколения, читать особенно-то и не принято, то никакая техника, никакой «рецепт» не даст результата с гарантией. Ну, представьте: мама час читает вслух «как проклятая», чтобы потом с облегчением побежать к экрану и включить сериал или нырнуть в соцсеть.
Я это пишу и для себя, чтобы стыдно стало, потому что тоже часто злоупотребляю компьютером, что, конечно, сильно девальвирует образ мамы с книжкой. Хорошо, если я за компьютером пишу, но иногда с грустью замечаешь: а вот сейчас пошло просто убийство времени. Разумеется, дети очень быстро могут «считывать» такие модели поведения, и тогда уже ни о каком «приучении к чтению» речи быть не может.
Так вот вернемся к цели «приучения». В идеале, нам надо думать не о том, что «ребенок должен стать читающим». Важно понимать, ЧТО мы хотим, чтобы он прочитал, ЧТО почерпнул. Тогда разговоры в семье акцентируются не на «Читай, кому сказала!», а на обсуждении произведений и персонажей. В речи свободно и естественно всплывает:
– Эх ты, барон Мюнхгаузен!
– Мама, а это кто?
– А это такой смешной и хвастливый персонаж, который…
Из своего детства я помню любимых авторов и любимые произведения – и когда вскользь, когда подробно рассказываю о них. Разумеется, это детей «цепляет», они начинают спрашивать: а у нас дома есть такая книга? Если нет – просят в библиотеке.
Так постепенно рождается привычка обращать внимание на отзывы. Названия некоторых книг дети уже стали вычитывать в других детских произведениях – именно после упоминания в книгах моя старшая попросила в библиотеке «Приключения Алисы в Стране Чудес» (которые в итоге «не пошли»), «Робинзона Крузо» и «Остров сокровищ» (которые были «проглочены» на одном дыхании).
Кстати, здесь не удержусь поведать забавную историю: библиотекарь в школе отговаривала ребенка читать про Робинзона, потому что «скучно»(!). Дочь пришла ко мне: «Мам, а он правда скучный?» Так я смогла ненавязчиво рассказать немного про особенности английской литературы, после чего ребенок спокойно одолел не только «Робинзона», но и уже подступается к «Жизни Дэвида Копперфильда», которого я все-таки уговорила оставить на лето, чтоб поберечь глаза в период учебы.
На детской книжной полке не место назидательным, но литературно бездарным сочинениям
Ну и поскольку у каждого родителя есть любимые произведения, должны быть и четкие представления о том, что на детской полке совсем ни к чему. Помимо книг «18+» не нужно и назидательных, но литературно бездарных рассказов. Категорически не нужно дурной, графоманской поэзии (а ее сейчас для детей штампуют тоннами, в том числе и некоторые «православные стихи», после которых говорить о воспитании литературного вкуса уж точно не приходится).
Это, кстати, особая тема, но если и говорить о ней отдельно, то меня будет сложно успокоить, ибо – накипело. Скажу коротко: поэзия для детей важна. Поэтические строки они читают и слушают с большим удовольствием, ритм помогает запоминать и тренировать память. Но сегодня слишком многие авторы думают, что всякое стихосложение – это уже поэзия. Но это не так!
Сложить на заданную тему правильно зарифмованное и ритмически верное стихотворение сможет почти каждый гуманитарий с нормальным образованием. Но поэтическое видение мира, живительная авторская самоирония, владение метафорой, естественность, чуждая всякой банальщины, есть далеко не у всех. И в итоге прилавки переполнены «стихами» в стиле поэта Цветика: рифма есть, ритм вроде тоже – а читать вредно для душевного здоровья и умственного развития!
И что делать? Не предлагать же малышам только Пушкина да Пастернака? Разумеется, нет! Среди современных поэтов есть замечательные авторы, пишущие с юмором и пользой, просто, без штампов и примитивных рифм. Нужно только пролистать книгу перед покупкой. Что-то окажется настоящим шедевром, что-то просто неплохим забавным текстом… Но если с «поэтических страниц» на вас обильным потоком польются уменьшительные суффиксы и «суффиксята», если начнут душить сюсюкающие сладкие словечки, примитивные «рифмочки» и сравненьица… Бегите, пока не поздно. Такой книгой вкус к чтению уж точно не привить – разве что можно выработать стойкий рвотный рефлекс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий