Вежливый отказ

Священник Феодор Людоговский
В неделю 28-ю по Пятидесятнице — Лк 14:16–24 (зач. 76):
Сказал Господь притчу сию: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».
Сходную притчу из Евангелия от Матфея (22:1–14) мы слышали несколько месяцев назад. Но полного совпадения, конечно, нет. В той притче званые гости вели себя крайне агрессивно: они не только отказались прийти на пир — иные из них набросились на рабов пригласившего их господина и убили их. Здесь же описана несколько иная ситуация: получив приглашение, эти люди предельно корректно и вежливо отказываются. В самом деле, у каждого столько важных дел, не всё же по гостям ходить. У одного благоприобретенная недвижимость, у другого — новые средства производства, требующие срочного тестирования, а у третьего — простое человеческое счастье: он женился, обрел свою половину. Что же -господин, хоть и разгневался, но нашел удачный выход из положения: велел рабам созвать всех нищих, хромых, увечных и слепых. Казалось бы, конфликтная ситуация благополучно разрешилась.
Однако одна деталь мешает нам безмятежно отнестись к прочитанному: это — не обыденная история из жизни. Это — притча. И хозяин, как все мы понимаем, — сам Господь. А это в корне меняет дело.
Господь Бог, наш Творец и Спаситель, наш Господин и Владыка, зовет нас на праздничный ужин, на пир. И этот пир — грядущее Царство. От того, примем ли мы приглашение, зависит вся наша жизнь — не только временная, но и вечная. А если так, то какие могут быть варианты? Но жизнь показывает, что варианты есть, и часто — как раз те, которые мы видим в притче.
Наверное, многим христианам приходилось сталкиваться с такой ситуацией. Вы знакомитесь с каким-то человеком (это может быть ваш коллега по работе или случайный попутчик в поезде), и очень скоро он понимает, что перед ним — верующий человек. И происходит странная вещь: вы ничего ему не говорили, не занимались пропагандой и агитацией — но в ходе разговора собеседник вдруг начинает перед вами оправдываться. «Вот вы поститесь — это, конечно, правильно. Но я не могу (далее следует подробное изложение причин)». Или: «А вы каждое воскресенье в церковь ходите? Я, конечно, тоже хожу, на Пасху куличи всегда ходим святить. На родительскую на кладбище езжу». Или: «Я вот давно поисповедоваться хочу, но что-то всё никак не могу собраться». И так далее, и тому подобное.
Почему так происходит? Многие люди (особенно, если они крещены) чувствуют некую неправильность своей жизни, ощущают укоры совести. Некоторые даже вполне понимают, что именно нужно делать, куда идти, — но не делают и не идут. Отчего же? Причин — множество, и все уважительные. Тяжелая работа, сложный график, маленькие дети, вздорный муж, родители-старики, букет собственных болезней. Это действительно уважительные причины, я не иронизирую. Но проблемы выбора это не отменяет. И если у человека есть живая вера, то он сможет выстроить правильную иерархию ценностей. А если нет — тогда извини, Господи, не могу. Да, знаю, что многие ходят на службы, постятся, исповедуются и причащаются, но я — слабый человек, это не для меня.
Но всё же эта притча читается в храме, на литургии, а значит, она обращена не к «внешним», а к нам — тем, кто откликнулся на призыв и соблаговолил прийти на пир. Стало быть, это говорится о нас. Но почему? Мы же хорошие, правильные, мы всё делаем как надо!
Насколько мы хорошие и правильные — это знает один лишь Господь. Но драматизм ситуации заключается в том, что на Божий призыв мы должны откликаться еженедельно, ежедневно, ежеминутно. Каждый раз, когда мы делаем нравственный выбор между исполнением воли Божией и исполнением своей воли (а часто и не своей, а диавольской), — мы тем самым выбираем между Небесным Царством и миром, правитель которого нам хорошо известен. И может случиться так, что в один прекрасный день мы, сами того не заметив, своими поступками скажем: «Господи, у меня так много важных дел и забот, не разорваться же мне — Ты уж как-нибудь без меня пока что обойдись». И тогда Господь соберет увечных и хромых, слепых и глухих — и праздничная зала наполнится возлежащими.
Сказанное относится не только к отдельным людям, но и к народам. Мы привыкли считать себя народом-богоносцем, любим рассуждать о генетической памяти и русскости. Но русский народ погибает от пьянства и наркомании, а в Кении — свыше полумиллиона православных христиан. И, думается, отнюдь не номинальных.
В доме Небесного Отца много обителей, места в Царстве хватит всем — и грекам, и русским, и африканцам, и китайцам. Но каждый человек должен сделать свой выбор. Двери пиршественного чертога открыты для нас. Откликнемся на приглашение — или вежливо извинимся?
http://www.pravmir.ru/vezhlivyj-otkaz/

Комментариев нет:

Отправить комментарий