В неделю 28-ю по Пятидесятнице — Лк 14:16–24 (зач. 76):
Сказал Господь притчу сию: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных».Сходную притчу из Евангелия от Матфея (22:1–14) мы слышали несколько месяцев назад. Но полного совпадения, конечно, нет. В той притче званые гости вели себя крайне агрессивно: они не только отказались прийти на пир — иные из них набросились на рабов пригласившего их господина и убили их. Здесь же описана несколько иная ситуация: получив приглашение, эти люди предельно корректно и вежливо отказываются. В самом деле, у каждого столько важных дел, не всё же по гостям ходить. У одного благоприобретенная недвижимость, у другого — новые средства производства, требующие срочного тестирования, а у третьего — простое человеческое счастье: он женился, обрел свою половину. Что же -господин, хоть и разгневался, но нашел удачный выход из положения: велел рабам созвать всех нищих, хромых, увечных и слепых. Казалось бы, конфликтная ситуация благополучно разрешилась.
Однако одна деталь мешает нам безмятежно отнестись к прочитанному: это — не обыденная история из жизни. Это — притча. И хозяин, как все мы понимаем, — сам Господь. А это в корне меняет дело.
Господь Бог, наш Творец и Спаситель, наш Господин и Владыка, зовет нас на праздничный ужин, на пир. И этот пир — грядущее Царство. От того, примем ли мы приглашение, зависит вся наша жизнь — не только временная, но и вечная. А если так, то какие могут быть варианты? Но жизнь показывает, что варианты есть, и часто — как раз те, которые мы видим в притче.
Наверное, многим христианам приходилось сталкиваться с такой ситуацией. Вы знакомитесь с каким-то человеком (это может быть ваш коллега по работе или случайный попутчик в поезде), и очень скоро он понимает, что перед ним — верующий человек. И происходит странная вещь: вы ничего ему не говорили, не занимались пропагандой и агитацией — но в ходе разговора собеседник вдруг начинает перед вами оправдываться. «Вот вы поститесь — это, конечно, правильно. Но я не могу (далее следует подробное изложение причин)». Или: «А вы каждое воскресенье в церковь ходите? Я, конечно, тоже хожу, на Пасху куличи всегда ходим святить. На родительскую на кладбище езжу». Или: «Я вот давно поисповедоваться хочу, но что-то всё никак не могу собраться». И так далее, и тому подобное.
Почему так происходит? Многие люди (особенно, если они крещены) чувствуют некую неправильность своей жизни, ощущают укоры совести. Некоторые даже вполне понимают, что именно нужно делать, куда идти, — но не делают и не идут. Отчего же? Причин — множество, и все уважительные. Тяжелая работа, сложный график, маленькие дети, вздорный муж, родители-старики, букет собственных болезней. Это действительно уважительные причины, я не иронизирую. Но проблемы выбора это не отменяет. И если у человека есть живая вера, то он сможет выстроить правильную иерархию ценностей. А если нет — тогда извини, Господи, не могу. Да, знаю, что многие ходят на службы, постятся, исповедуются и причащаются, но я — слабый человек, это не для меня.
Но всё же эта притча читается в храме, на литургии, а значит, она обращена не к «внешним», а к нам — тем, кто откликнулся на призыв и соблаговолил прийти на пир. Стало быть, это говорится о нас. Но почему? Мы же хорошие, правильные, мы всё делаем как надо!
Насколько мы хорошие и правильные — это знает один лишь Господь. Но драматизм ситуации заключается в том, что на Божий призыв мы должны откликаться еженедельно, ежедневно, ежеминутно. Каждый раз, когда мы делаем нравственный выбор между исполнением воли Божией и исполнением своей воли (а часто и не своей, а диавольской), — мы тем самым выбираем между Небесным Царством и миром, правитель которого нам хорошо известен. И может случиться так, что в один прекрасный день мы, сами того не заметив, своими поступками скажем: «Господи, у меня так много важных дел и забот, не разорваться же мне — Ты уж как-нибудь без меня пока что обойдись». И тогда Господь соберет увечных и хромых, слепых и глухих — и праздничная зала наполнится возлежащими.
Сказанное относится не только к отдельным людям, но и к народам. Мы привыкли считать себя народом-богоносцем, любим рассуждать о генетической памяти и русскости. Но русский народ погибает от пьянства и наркомании, а в Кении — свыше полумиллиона православных христиан. И, думается, отнюдь не номинальных.
В доме Небесного Отца много обителей, места в Царстве хватит всем — и грекам, и русским, и африканцам, и китайцам. Но каждый человек должен сделать свой выбор. Двери пиршественного чертога открыты для нас. Откликнемся на приглашение — или вежливо извинимся?
http://www.pravmir.ru/vezhlivyj-otkaz/
Комментариев нет:
Отправить комментарий