Обратить
гнев на бесов и на себя — и тем использовать его на добро
В страсти гнева, в состоянии ненависти
происходит острое ослепление ума. Очи сердца затворяются, и человек в
слепоте своей начинает творить страшные вещи. В сердце поднимается буря, и он
говорит непоправимые слова, и если обычно человек не говорит бранных, матерных
слов, то вдруг, удивляясь сам себе, слышит, как из его уст изливаются потоки
брани и грязи.
Потом, очнувшись, он видит, что вокруг все переломано,
перекорежено и души окружающих людей изранены и избиты его собственными руками.
Человек приходит в ужас, но, к сожалению, часто бывает уже поздно.
Святые Отцы учат, что наша душа имеет
несколько «частей», исполнена нескольких сил. Одна из них — страстная,
раздражительная часть души, в частности, гнев. Он дан нам от Господа, и дан
нам во благо, — чтобы мы могли использовать его для своего духовного
преуспеяния и преображения.
Каким образом это можно сделать? Направив
гнев не на ближнего, который нас обидел, задел и оскорбил, а направив гнев
на его источник, то есть на нечистых духов. Когда мы видим человека, нас
оскорбляющего и обижающего, мы должны понимать, что за ним стоит бесплотный
нечистый дух, который толкает его на это. Господь именно потому говорил: Отче!
Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34), что видел, кто толкает
людей на совершение страшных преступлений.
А второе, мы можем обратить этот гнев на
себя. Например, человека избили ночью на улице. Он может обратить свою
ненависть на обидчиков, и в этом случае использует раздражительную часть души
на то, чтобы в ней возрастало зло. А может сказать: «Если бы я не свернул на
эту темную улицу, если бы проявил благоразумие и не пошел так поздно вечером
пешком, если бы предусмотрительно сел на какой-нибудь транспорт, то меня бы не
побили».
Человек опоздал на работу, и его ругает за
это начальник, справедливо ругает, но у человека в душе вдруг поднимается
ненависть, он начинает выискивать в своем «обидчике» недостатки: и лицо у него
не такое, и пиджак криво застегнут, и вообще он неприятный тип. Но мог бы,
опоздав, обратить эту ненависть на себя и сказать: если бы не поблажил себе с
утра, а вовремя вышел на работу, — не было бы этого наказания, из-за которого я
сейчас гневаюсь, обижаюсь и ненавижу своего руководителя. Так всякий раз нужно
всматриваться: а что сделал я сам такого, что меня начали оскорблять?
Когда святой царь Давид ехал со своим
войском, к нему подошел некто, начал его злословить и кидать в него камнями.
Телохранитель царя сказал: «Позволь, я рассеку эту собаку мечом». Но царь Давид
возразил: «Не надо, ибо через него Сам Господь обличает меня в моих поступках и
деяниях: не трогай его» (см. 2 Цар. 16, 5—10). Так и мы с вами должны духовно
воспринимать все обстоятельства, которые вызывают в нас гнев и ненависть, — как
вразумление Божие, как некое Божие педагогическое воздействие на нас для нашего
исцеления, для нашего вразумления, для нашего смирения.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, должны
эту раздражительную силу страстной части души научиться использовать так, как
благословил Бог — для ненависти к нечистым падшим духам и ненависти к самому
себе: к своим недостаткам, своим проступкам, своему самооправданию — для
отсечения саможаления. В этом случае мы свой гнев переплавляем и
используем не во зло, а во благо. И получаем большую душевную и духовную
пользу.
В этом случае происходит, во-первых,
выздоровление нашей души, а во-вторых, эта страстная часть души начинает
использоваться во благо. Со временем такое действие переходит в духовный
навык, человек уже не смотрит зло на окружающих: его взор прежде всего обращается
внутрь и помогает познавать себя и сразу же доходить до причин, из-за которых
сложились те или иные обстоятельства. Если же человек этого не делает, то
постепенно состояние временного гневного ослепления переходит в состояние постоянного
ослепления и формируется гневная или раздражительная страсть. И ослепшими
глазами своего сердца человек не может объективно видеть окружающие
обстоятельства, и руку Божию, прикасающуюся к нему для исцеления, воспринимает
как бич. Он весь становится как оголенный нерв и болезненно реагирует на любое,
даже малейшее, замечание. И эта страсть укореняется в его душе все больше и
больше.
Итак, мы можем, во-первых,
научиться переплавлять гнев в добро, а во-вторых, исцелять тем самым свой ум и
открывать к истине очи своего сердца. Тогда сердце будет глядеть прямо и
воспринимать все, что происходит, просто, адекватно и правильно.
Протоиерей Сергий Филимонов
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ РАЗДРАЖЕНИЕ И ГНЕВ:
СОВЕТЫ ДУХОВНИКА
Комментариев нет:
Отправить комментарий